В наше время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, направленное на дифференцированные и индивидуализированные программы обучения. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. В Концепции развития системы дополнительного образования Тамбовской области на 2010-2014 гг, которая разработана с учётом основных направлений Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 г и направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования, провозглашены ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования в Тамбовской области, а именно, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического мастерства, открытость системы, поиск, поддержка и развитие детской одарённости.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения вызвало необходимость инновационных преобразований и в нашем учреждении. Целевые установки программых документов нашли отражение в Программе развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2011-2015 гг. Главная стратегическая цель «Программы развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2011-2015 гг – развитие направлений деятельности учреждения в целях воспитания здоровой, активной, творческой личности ребёнка, способной к определению собственного места в окружающем мире средствами обеспечения доступности и высокого качества образования, адекватного социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Тамбовской области и Мучкапского района на основе повышения эффективности и открытости образовательной деятельности. Эта цель реализуется через систему задач, обозначенных в целевых программах. Ниабольший вклад мной внесён в следующие целевые программы:

  1. «Доступное и качественное образование», «Воспитательный потенциал», а именно в подпрограммы «Одарённый ребёнок», «Профессия  и карьера», «Инновационная деятельность – путь к новому качеству образования».
  2. «Кадровый потенциал», а именно подпрограммы «Нвое качество подготовки и повышения квалификации», «Обобщение и распространение педагогического опыта».

Ориентируясь на цели и задачи образовательного учреждения, я строю свою профессиональную деятельность, выдвигая собственные цели:

  1. Создание прочной базы знаний обучающихся по дополнительным образовательным программам объединения «Лаборатория юного эколога «Эко»»
  2. Формирование физически и психологически здоровых обучающихся, умеющих сохранять и приумножать своё здоровье.
  3. Формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, проектной технологии.
  4. Формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов.
  5. Развитие творческих способностей обучающихся.
  6. Создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся.
  7. Овладение доступными способами и навыками учебной деятельности.
  8. Создание условий, способствующих достижению максимального проявления  способностей и склонностей обучающихся в соответствии с природными задатками.
  9. Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов.

Работая в системе дополнительного образования и руководя объединением «Лаборатория юного эколога «Эко»», я столкнулась с рядом проблем.

Во-первых, химия всегда считалась «скучной и сухой наукой? То есть дети видели в ней только формулы и уравнения. Почему? Потому, что многие преподаватели очень мало демонстрировали опытов и совсем не давали возможность нестандартно мыслить детям, а также самостоятельно проводить эксперименты. Разумеется, я сразу же решила развенчать это мнение и создала программу «Химия в быту», которая в 2009 г. получила статус авторской. С 2014 года я работаю по модифицированным программам «Экологи-краеведы», «Юные исследователи», «Юные экологи»

Во-вторых, использование традиционных технологий обучения в современной системе образования с постоянно меняющимися требованиями стало не актуально. Для более эффективной реализации содержания образования педагогу необходимо использование современных образовательных технологий. Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности обучающихся является её самореализация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбирать способы деятельности, согласjвывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Поэтому перед практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решать эти задачи. Такой технологией считают модульное обучение. Именно она позволяет дать объёмный материал в краткие сроки, не перегружая при этом сильно обучающихся. Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. 

Проблема – низкая активность обучающихся в проектно-исследовательской деятельности по эколого-биологическому направлению.

Задачи:

  1. Выявить причины низкой активности обучающихся в проектно-исследовательской деятельности путём анализа существующих программ в учреждении и анкетирования обучающихся.
  2. Составить план решения данной проблемы.
  3. Осуществить  намеченные мероприятия.
  4. Сделать анализ результатов

Анализируя опыт работы за последние года, невозможно поставить точку на достигнутом. На ближайшую перспективу планирую следующее:

1. Постоянно повышать результативность образовательного процесса за счёт внедрения новых технологий обучения и воспитания, в том числе информационно-коммуникационных.

2. Повышать воспитательный потенциал объединения за счёт расширения социальных связей, взаимодействия с родителями.

3. Повышать своё профессиональное мастерство за счёт использования интерактивных форм работы.