«Философия есть поиск истины» Лагарт.

Современная действительность такова, что всё вокруг имеет два лица: скрытое и явное. Явное, оно на виду, с ним, если оно отрицательное, легко бороться. Скрытое же распознать трудно, и именно оно порой приводит к печальным последствиям. Задача педагога – найти скрытое и увидеть явное, помочь лучшему развиться, а худшему – испариться.

Наш мир весь полон противоречий,

Найти в нем истину порою нелегко,

Бросаясь в мир событий не с порога,

Получим ли ответ мы от него?

Педагогика, по моему мнению, должна основываться на «трёх китах» - самосознание, самопознание и самосовершенствование. Никому ещё не удавалось научить кого-то тому, чему тот сам не хочет научиться. И, если вначале всё вроде бы идёт хорошо, то через некоторое время подсознание начинает выдавливать из сознания те сведения, которые были получены «насильственным» путём. Вот тогда человек и возвращается на исходную точку и обучение надо начинать снова. Вывод: прежде, чем приступить к обучению, постарайтесь внушить обучаемому важность учения, чтобы он проникнулся этим на уровне самосознания и только тогда можно говорить о реальных результатах. Я недаром отметила «внушить», так как настоящий педагог  - это не только артист, любящий импровизацию и увлекающий за собой аудиторию, но и гипнотизёр, завораживающий всех словом и делом.

Однако успокаиваться рано и дальше следует приступать ко второму этапу обучения – самопознание, то есть раскрытие индивидуальных черт человека, наилучшим образом отображающих лучшие его качества. Здесь важно отметить квалифицированность педагога, его знание психологии, этапов развития детей и умение применять это на практике:

- нельзя заигрывать со старшеклассниками, но можно играть с младшими школьниками; 

- нельзя  «сюсюкать» с младшими школьниками,  но можно разговаривать на равных  со старшеклассниками;

- нельзя унижать достоинство человека, но можно хвалить его положительные индивидуальные  способности;

- нельзя  выносить сокровенное на всеобщее обсуждение, но можно помочь советом в приватном разговоре;

- нельзя  вмешиваться в личную жизнь человека, если он того не хочет, но можно предложить свою помощь в решении его проблем. 

Этот список можно продолжать и продолжать, но вывод будет один: без самопознания невозможен третий этап обучения - самосовершенствование.

Именно человек, осознающий все свои достоинства и недостатки, может в полной мере самосовершенствоваться.

«Только процесс обучения может наполнить все минуты  жизни».                                                                                                    Moore.

Данный этап достаточно сложен, но преодолим, так как человек -  высокоорганизованное биологическое существо, способное думать, рассуждать и делать выводы, которые приблизят его к искомой истине.  К сожалению, то ли от косности ума, то ли от ещё чего, но достигнуть максимального самосовершенствования могут не многие. Порой нам в этом не хватает самого элементарного – времени или нежелания менять что-либо в своей спокойной умеренной жизни. И, если первое можно как-то устранить, например, создав свой режим работы, то со вторым сложнее. Здесь придется менять образ жизни и, прежде всего, самосознание. Вот мы и вернулись к первому этапу обучения – самосознанию, доказав, что всё вращается по спирали, будь то история, философия или педагогика.

Живые борются, а живы только те,
Чье сердце предано возвышенной мечте,
Кто, цель прекрасную поставив пред собою,
К вершинам доблести идут крутой тропою
И, точно факел свой, в грядущее несут
Великую любовь или священный труд!
В.Гюго.