В наше время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, направленное на дифференцированные и индивидуализированные программы обучения. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. В Концепции развития системы дополнительного образования Тамбовской области на 2010-2014 гг, которая разработана с учётом основных направлений Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 г и направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования, провозглашены ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования в Тамбовской области, а именно, формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для педагогического мастерства, открытость системы, поиск, поддержка и развитие детской одарённости.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения вызвало необходимость инновационных преобразований и в нашем учреждении. Целевые установки программых документов нашли отражение в Программе развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2011-2015 гг. Главная стратегическая цель «Программы развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2011-2015 гг – развитие направлений деятельности учреждения в целях воспитания здоровой, активной, творческой личности ребёнка, способной к определению собственного места в окружающем мире средствами обеспечения доступности и высокого качества образования, адекватного социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Тамбовской области и Мучкапского района на основе повышения эффективности и открытости образовательной деятельности. Эта цель реализуется через систему задач, обозначенных в целевых программах. Ниабольший вклад мной внесён в следующие целевые программы:
- «Доступное и качественное образование», «Воспитательный потенциал», а именно в подпрограммы «Одарённый ребёнок», «Профессия и карьера», «Инновационная деятельность – путь к новому качеству образования».
- «Кадровый потенциал», а именно подпрограммы «Нвое качество подготовки и повышения квалификации», «Обобщение и распространение педагогического опыта».
Ориентируясь на цели и задачи образовательного учреждения, я строю свою профессиональную деятельность, выдвигая собственные цели:
- Создание прочной базы знаний обучающихся по дополнительным образовательным программам объединения «Лаборатория юного эколога «Эко»»
- Формирование физически и психологически здоровых обучающихся, умеющих сохранять и приумножать своё здоровье.
- Формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, проектной технологии.
- Формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся.
- Овладение доступными способами и навыками учебной деятельности.
- Создание условий, способствующих достижению максимального проявления способностей и склонностей обучающихся в соответствии с природными задатками.
- Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов.
Работая в системе дополнительного образования и руководя объединением «Лаборатория юного эколога «Эко»», я столкнулась с рядом проблем.
Во-первых, химия всегда считалась «скучной и сухой наукой? То есть дети видели в ней только формулы и уравнения. Почему? Потому, что многие преподаватели очень мало демонстрировали опытов и совсем не давали возможность нестандартно мыслить детям, а также самостоятельно проводить эксперименты. Разумеется, я сразу же решила развенчать это мнение и создала программу «Химия в быту», которая в 2009 г. получила статус авторской. С 2014 года я работаю по модифицированным программам «Экологи-краеведы», «Юные исследователи», «Юные экологи»
Во-вторых, использование традиционных технологий обучения в современной системе образования с постоянно меняющимися требованиями стало не актуально. Для более эффективной реализации содержания образования педагогу необходимо использование современных образовательных технологий. Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности обучающихся является её самореализация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбирать способы деятельности, согласjвывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Поэтому перед практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически решать эти задачи. Такой технологией считают модульное обучение. Именно она позволяет дать объёмный материал в краткие сроки, не перегружая при этом сильно обучающихся. Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.
Проблема – низкая активность обучающихся в проектно-исследовательской деятельности по эколого-биологическому направлению.
Задачи:
- Выявить причины низкой активности обучающихся в проектно-исследовательской деятельности путём анализа существующих программ в учреждении и анкетирования обучающихся.
- Составить план решения данной проблемы.
- Осуществить намеченные мероприятия.
- Сделать анализ результатов
Анализируя опыт работы за последние года, невозможно поставить точку на достигнутом. На ближайшую перспективу планирую следующее:
1. Постоянно повышать результативность образовательного процесса за счёт внедрения новых технологий обучения и воспитания, в том числе информационно-коммуникационных.
2. Повышать воспитательный потенциал объединения за счёт расширения социальных связей, взаимодействия с родителями.
3. Повышать своё профессиональное мастерство за счёт использования интерактивных форм работы.